Многие годы педагоги и психологи обсуждают вопрос - может ли ребенок видеть обнаженных родителей? Наносит ли психическую травму ребенку вид родительской наготы? Влияет ли это на его дальнейшую жизнь?
Мнения по этому поводу обычно неоднозначны.
Первое, что приходит в голову, так это то, что дети не должны видеть обнаженных родителей, потому что это просто неприлично. Однако, сотни лет дети и родители вместе ходили в баню, и в этом не было ничего такого, чтобы считалось неприличным. И от этого дети не становились распущенней. Споры педагогов, психологов и сексологов обычно не имеют под собой никакой основы - так как никто и никогда не задавался вопросом исследовать с научной точки зрения - может ли нанести психическую, душевную травму ребенку подобное общение с родителями, или же наоборот, в будущем это принесет только пользу?
Сторонники "безвредности" того, что дети видят в раннем возрасте родителей раздетыми в душе, в ванной, в бане и т.д. полагают, что для подростка очень важно знать на практике, как хотя бы приблизительно выглядит взрослый человек.
Во-первых, для того, чтобы сравнить СЕБЯ самого с тем, как выглядит мать или отец (подростков всегда очень волнуют параметры собственного тела - размеры члена (слишком большой, слишком маленький, неправильной формы), размеры груди, форма бедер и т.д.). И если подросток не имеет такой возможности, то ему остается зачастую только гадать о том, как все выглядит на самом деле, и действительно ли у него все в порядке.
Противники же подобных вещей полагают, что подобный интерес приведет к распущенности, раннему началу половой жизни и прочим неприятностям, вплоть до склонностей к инцесту.
Первый опыт исследований подобных ситуаций был получен исследователями Льюисом и Джанда, проводившим в 1987-88 годах опросы среди студентов-психологов. И хотя выборка была очень нестандартная, результаты все же были достаточно интересными. Впоследствии проводились более подробные исследования со сходными результатами.
Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон так описывают результаты исследований Льюиса и Джанды:
Многие специалисты вы-сказывали предположения о возможных негативных последствиях обнажения родителей в присутствии ребенка и/или его сна в одной с ними постели. Однако, до послед-него времени эти предполо-жения основывались главным образом не на фактах, а на умозаключениях. Новей-шие исследования, направленные на выяснение роли такого опыта в формирова-нии сексуальности взрослого человека, проливают свет на этот вопрос.
В 1988 г. Льюис и Джанда (Lewis, Janda 1988) провели письменный опрос, касающийся проявлений детской Сексуальности среди 77 мужчин и 133 женщин - студентов психологических факультетов. В результате была получена информация:
о частоте сна вместе с родителями в возрасте от 0 до 5 лет и между 6 и 11 годами,
о случаях наблюдения обнаженных родителей или других взрослых в возрасте от О до 5 лет и от 6 до 11 лет,
Об отношении родителей к Проявлениям сексуальности детей,
О том, насколько свободно опрашиваемые чувствовали себя при разговорах о сексе с родителями,
их мнение о степени дискомфорта родителей при обсуждении с ними половых вопросов.
Опрашиваемые должны были также ответить на вопросы относительно их текущих сексуальных отношений и поведения.
Исследование не выявило фактов, свидетельствующих об отрицательном влиянии вида наготы родителей на формирование сексуальности их детей. Напротив, мальчики, видевшие своих родителей обнаженными, легче устанавливали физические контакты и привязанности, когда становились молодыми людьми. Если такой опыт имел место в возрасте от 6 до 11 лет, единственным последствием была склонность к вступлению в случайные половые отношения.
Маленькие девочки, наблюдавшие своих родителей обнаженными, становясь взрослыми, характеризовались повышенной сексуальностью по сравнению со сверстницами; какие-либо трудности при сексуальном общении у них не возникали. Если девочки видели наготу родителей в возрасте 6-11 лет, то, как и у мальчиков этого возраста, единственным следствием была склонность к ранним половым связям, хотя достоверность этих данных вызывает сомнение.
Мальчики, которые спали в одной постели с родителями в возрасте до 5 лет, характеризовались по достижении взрослого возраста повышенной самооценкой, чаще вступали в сексуальные отношения и имели повышенную склонность к сексуальным контактам по сравнению с другими мужчинами. Женщины, которые в раннем детстве спали с родителями, испытывали меньший дискомфорт при физических контактах или установлении близких отношений по сравнению с другими женщинами. Ни у мужчин, ни у женщин не отмечено отдаленных отрицательных последствий сна в постели с родителями в детском возрасте. Таким образом, лица, утверждающие, что совместный сон детей с родителями может иметь нежелательные последствия, бьют тревогу совершенно необоснованно.
Выводы из исследования Льюиса и Джанды нельзя считать окончательными, тем более, что данные, полученные при опросах студентов, могут оказаться неприменимыми к более обширным популяциям. Однако это исследование открывает возможности для будущего систематического изучения детской сексуальности, которое так и не проводится до настоящего времени.
Исследования, проводимые в более позднее время частично подтвердили предположения Мастерса и Джонсон о том, что никакого вреда ребенку общение с обнаженными родителями не наносит. Тот факт, что ребенок спит с родителями в одной постели, также не приводит к негативным последствиям.
Более того, некоторые исследователи полагают, что дети, которые были более информированы и образованы в области различий между полами, легче находят общий язык со сверстниками, не стесняются и чувствуют себя вполне комфортно в школьных раздевалках, на тренировках, в бассейне, в то время как для детей, воспитанных в излишне пуританских традициях подобные моменты могут стать достаточно трудными для преодоления.
Многие дети отказываются ходить в бассейн или на физкультуру из-за того, что стесняются сверстников, отказываются переодеваться в общих раздевалках и душевых. Подобные конфликтные ситуации накладывают порой отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, и не всегда идут ему на пользу.
Однако, рассуждать о правильности или неправильности подобного "образования" детей, особенно младшего возраста мы просто не в праве, так как на данный момент все еще отсутствуют объемные и серьезные исследования этого вопроса.
Алексей Ясин